Каменный цветок (балет)

  • Печать

Сергей Прокофьев

Либретто М. Прокофьевой и Л. Лавровского. Балетмейстер Л. Лавровский.Первое представление: Москва, Большой театр, 12 февраля 1954 г.

Давно мечтает уральский камнерез Данила создать малахитовую чашу невиданной красоты. Он хочет воплотить в камне прелесть живого цветка. Сколько он ни бьется, не нравится ему чаша, все не то получается. Угрюмый, погруженный в думы, он не заметил, как тихо подошла к нему его невеста Катерина. А увидев, за-светился радостью. Они давно любят друг друга. Пришла пора помолвки. Весело празднуют ее в избе Данилы. Кате-рина прощается с подружками. Начинаются танцы. Внезапно приходит незваный гость, приказчик Севе-рьян. Танцы обрываются. Всем ненавистен наглый, жестокий и подлый приказчик. Он требует у Данилы заказанную ему малахитовую чашу. Неудовлетворенный своей работой, тот отказывается ее отдать. Не терпящий ни в чем отказа, Северьян замахивается на Данилу плеткой. Но в тот. же миг перед ним оказывается Катерина. Забыв о чаше, ^подобрев», сластолюбивый приказчик хочет обнять девушку. Почувствовав на себе недобрые взгляды придвинувшихся к нему парней, он уходит. Веселье разладилось. Все расходятся. Собирается уходить и Катерина, а жених ее, погруженный в свои мечты о малахитовом цветке, не удерживает ее. Не найти ему покоя, пока не достигнет своей цели. Не может он поверить и в то, что только Хозяйка Мед-ной горы, хранительница подземных сокровищ,— единственная, кто знает тайну каменного цветка. Вдруг она как видение возникает перед изумленным мастером. В ее ру-ках — каменный цветок такой сияющей красы, что глазам больно. Видение исчезает. Теперь окончательно Данила убеждается, как несовершенна его работа, и в отчаянии разбивает чашу. Наступает какое-то забытье. Очнувшись, Данила оказывается в заповедном месте — на Змеиной горке. Перед ним — Хозяйка. Данила про-сит показать ему цветок еще раз, но Хозяйка медлит. Она то покажется, то исчезнет, то примет образ золотой ящерицы, то прекрасной девушки, а Данила все бежит за ней, умоляя открыть ему тайну каменного цветка. Наконец Хозяйка вводит Данилу в свое царство и рас-сыпает перед мастером неисчислимые сокровища. Свер-кают и переливаются дорогие камни, веселят глаз яркие самоцветы. Но все это — не то. Данила снова заклинает Хо-зяйку показать ему каменный цветок. И вот постепенно перед мастером вырастает чудесный цветок — символ не-преходящей красоты. Как зачарованный стоит Данила, протягивая к цветку руки. Изба Данилы. Прошло уже много дней, как пропал Данила. Катерина не верит в гибель любимого: какое-то тайное чувство говорит ей, что Данила жив и по-прежнему любит ее. Разведав, что Катерина одна, в дом проникает Севе- рьян. Он пытается принудить девушку согласиться стать его любовницей. Катерина хватает серп и замахивается им на приказчика. Северьян, зло усмехаясь, убирается восво-яси. Оставшись одна, Катерина чувствует свою беззащит-ность и решает идти на поиски Данилы. А в это время Данила трудится над каменным цвет-ком в чертогах Хозяйки Медной горы. Хозяйка открывает перед мастером все новые и новые секреты мастерства. Ярмарка. Идет бойкая торговля. В поисках Данилы Катерина пришла на ярмарку. Ее грустный облик не вяжется с общим весельем. Окруженный цыганами и пьяницами, приходит Северьян. Поднимается неистовый пляс. Северьян замечает Катерину. Пьяный, он грубо хватает ее и пытается увести с собой. Народ вступается за девушку. Катерина убегает. В ярости Северьян бросается на толпу с плеткой. Но вдруг он замечает, что та, которую он преследует, вовсе не Катерина, а какая-то другая, странная девушка, которую никто никогда не видел. Она пристально посмот-рела на Северьяна, и в тот же миг он почувствовал, что не может оторвать ног от земли. Собрав все силы, Северьян срывается с места и бежит за таинственной девушкой. А она манит его за собой все дальше и дальше. Наконец Северьян остается один на один с неизвест-ной. Вне себя от злости, он выхватывает пистолет и стре-ляет в нее. Девушка спокойно ловит пульку и бросает ее в ноги приказчику. Только теперь Северьян догадывается, что он на Змеиной горке, а перед ним — разгневанная Хозяйка Медной горы. Он просит ее о пощаде, но Хозяйка неумолима. По ее воле Северьяна поглощает земля. Зимний лес, около костра Катерина. Поиски Данилы привели ее на Змеиную горку. Мысль о том, что Данила находится у Хозяйки, уже давно запала ей в голову. Из костра появляется веселое и шаловливое сказочное существо Огневушка-поскакушка. Она увлекает Катерину за собой. Царство Хозяйки Медной горы. Наконец-то камень подчинился Даниле, и он создает чудесный цветок, образ которого давно жил в его мечтах. Появляется Хозяйка. С восторгом Данила показывает ей свою работу, но Хозяйка грустна. Она чувствует, что, познав силу камня, Данила не останется у нее. Хозяйка полюбила молодого художника, она умоляет не покидать ее. Но Данилу тянет на землю — для людей он постигает здесь великую красоту камня и должен передать ее людям. Данила жалеет Хозяйку, но по-прежнему любит только Катерину. Он твердо решает уйти. Хозяйка, не желая отпускать Данилу, завораживает его, и он становится неподвижным, подобно камню. Следуя за Огневушкой, Катерина попадает во владе-ния Хозяйки. Огневушка исчезает. Сердце подсказывает Катерине, что Данила близко. Она зовет его. На зов вы-ходит Хозяйка. Катерина молит ее отпустить любимого на землю. Хозяйку трогает самоотверженная любовь девушки, но ей самой трудно расстаться с Данилой. По велению Хо-зяйки возникает «каменный» Данила. Хозяйка надеется, что Катерина, увидев окаменевшего Данилу, откажется от него, но верная своей любви Катерина бросается к нему. «Каменный» Данила исчезает. Исчезает и Хозяйка. Оставшись одна, замирая от страха, Катерина зовет Данилу, но тщетно. Отчаяние охватывает девушку. Неожиданно появляется Хозяйка. Ее трогает любовь Катерины, и, освободив Данилу от чар, она в последний раз предлагает ему остаться. Не колеблясь, он устремляется к Катерине. В ликующее весеннее утро Данила и Катерина возвращаются к людям. Все приветствуют молодого мастера, познавшего величайшую тайну и радость творчества.