Андре Шенье (опера)

  • Печать

Умберто Джордано

Картина первая. Замок графов де Куаньи во француз­ской провинции, январский вечер 1789 г

Готовится прием гос­тей. Входит Шарль Жерар в ливрее, с другими слугамиК нему в основном обращены придирки мажордома. G тех пор как Жерар был застигнут за чтением Руссо и энциклопедистов, ему специально дают самые унизительные поручения. При виде старого отца-садовника Шарль негодует на надменных господ и предрекает конец старого мира. Входит молодая гра­финя Мадлена с верной мулаткой Берси. Жерар очарован гра­финей, хотя и принадлежит к презираемому ею сословию.


Вскоре собираются гости, среди которых молодой поэт Андре Шенье. Аббат сообщает плохие вести из Парижа. Из­вестный романист Флевиль пытается поднять настроение общества, представляя театрализованную сцену из своего романа с участием хора и танцовщиц. Мадлена втягивает Шенье в разговор, о любви, заставляет его выдать свои чув­ства и смеется над ним вместе со всеми остальными. Задетый за живое поэт гневно импровизирует гимн о красоте природы и родины, наполняющих его сердце горестным чувством: ни­щета обездоленных и бесчувственность власть имущих за­ставляют разувериться во всем, даже в любви. Аудитория возмущена стихами Шенье, но графиня просит у него про­щения. В волнении он уходит. Начинаются танцы. В это вре­мя слышится приближающийся разноголосый хор. На поро­ге появляется Жерар во главе толпы бедняков, умоляющих о помощи. «Ее величество Нищета»,— восклицает Жерар, имитируя мажордома, оповещающего о прибытии гостьи. Хо­зяйка дома велит всех выгнать и уволить Жерара.

 

Картина вторая. Париж. Виден памятник Марату с революционными лозунгами. Шенье сидит один в кафе близ бывшего клуба фейанов. Июньский полдень 1794 г. На пло­щади царит оживление. Мулатка Берси, которой надоело пристальное внимание к ней инкроябля, подходит к нему, давая понять, что не боится шпионов Робеспьера. Проезжает телега с приговоренными к смерти.

Поэт встречает друга Руше, который советует ему бе­жать: его ищут. Но Шенье решает остаться, то ли потому, что от судьбы не уйдешь, то ли потому, что он влюблен. С некото­рых пор к нему приходят письма таинственной незнакомки, которая сегодня назначила ему наконец свидание. Толпа при­ветствует членов Ассамблеи, среди которых Робеспьер, а так­же Жерар, ставший одной из важных фигур революции. Он поручает инкрояблю найти некую блондинку. Спустя неко­торое время к Шенье подходит Берси и сообщает, что незна­комка ждет его сегодня у памятника Марату. Инкроябль под­слушивает их разговор.

Темнеет. Шенье и незнакомка встречаются. Это Мадле­на Она хотела прибегнуть к его помощи, когда он пользовался авторитетом у вождей революции, теперь же, когда он впал в немилость, она все равно рассчитывает на его поддержку, так как осталась одна, без защиты. Шенье готов ради нее на лю­бые жертвы Внезапно появляются инкроябль и Жерар, с ко­торым Шенье вступает в поединок. Подоспевший Руше обра­щает щеголя в бегство. Жерар тяжело ранен; с трудом ему удается предупредить Шенье, чтобы он бежал и защитил Мадлену. Когда приходит подмога, он скрывает имя челове­ка, ранившего его.

 

Картина третья. Революционный трибунал. Идет сбор средств для оказания помощи республиканской армии. Же­рар, поправившийся после ранения, произносит речь: «Льет кровь и слезы горько Франция!». Старая Мадлон приводит своего внука, чтобы тот записался солдатом. К Жерару подхо­дит щеголь, сообщая, что задержал Шенье и Мадлену. Жера­ру ничего не остается, как составить обвинительное заключе­ние. Обвиняя теперь поэта, Жерар чувствует, что обвиняет себя, свою душу, которой теперь владеет единая страсть к Мадлене. Он признается ей в своей давней любви. Мадлена готова уступить ему, ради спасения Шенье, но прежде рассказывает ему о своей грустной судьбе после разрушения их дома. Жерар внезапно решает встать на защиту Шенье, спасти его и тем заслужить прощение Мадлены.

Начинается судебный процесс, который ведет обще­ственный обвинитель Фукье-Тенвиль. Шенье защищает свое достоинство солдата и гражданина. Жерар пытается оправ­дать его. Фукье-Тенвиль составляет новое обвинительное заключение: государственная измена. Приговор: смертная казнь.

 

Картина четвертая. Двор тюрьмы Сен-Лазар. Ночь. Руше слушает последние стихи Шенье, гимн жизни, напи­санный за несколько часов до смерти. Друзья расстаются. Входят Жерар и Мадлена: девушка просит разрешения у тюремщика Шмидта занять место одной из приговоренных к смерти и дает ему драгоценности и деньги. Жерар уходит просить Робеспьера о помиловании. Влюбленные остаются одни, любовь придает им силы. Луч солнца возвещает рас­свет; приближается телега, чтобы забрать осужденных. Мадлена и Шенье приветствуют смерть. Вошедший Жерар плачет. Робеспьер отклонил его прошение в лаконичной за­писке: «И Платон изгонял поэтов из своей республики».