Аполлон Мусагет (балет)

  • Печать

Игорь Стравинский

Сценарий И. Стравинского.Первое представление: Вашингтон, Библиотека Конгресса, 21 апреля 1928 г. Балетмейстер А. Больм.
Основная премьера: Париж, Театр Сары Бернар, труппа «Русский балет Дягилева», 12 июня 1928 г. Балетмейстер Дж. Баланчин.

Картина первая. Пролог. Рождение Аполлона. Вот как описывает его композитор: «Я предпослал этой аллегории пролог, изображающий рождение Аполлона. Схватки начались, говорится в мифе, и Лето почувствовала приближение родов, и она охватила обеими руками ствол пальмы, и оперлась коленями на нежную траву, и земля под ней улыбнулась, и ребенок прянул к свету... Богини чисто и целомудренно омыли его в прозрачной воде и запеленали его в белую свежую ткань, и скрепили эту ткань золотым поясом». Ночь на Делосе, одном из островов Эгейского моря. На темно-синем небе сверкают звезды. В глубине острова среди скал по приказу всемогущего Зевса Лето дает жизнь ребенку. Так рождается Аполлон, сын Зевса. У подножья скал появляется божественное дитя, оза-ренное лучами восходящего солнца. Стараясь освободиться от мешающих ему покровов, Аполлон делает неловкие, угловатые движения.

Картина вторая. Аполлон, сын Зевса и Лето,— гре-ческий бог Солнца, гармонии и искусств, покровитель муз,— постигает мастерство игры на арфе и искусство танца. Ва-риация Аполлона. Приближаются две богини, чтобы сопровождать его на Олимп. Они угощают Аполлона нектаром и амброзией, на-девают золотой пояс — знак его божественного происхож-дения, окружают чело золотыми виноградными гроздьями и вручают арфу — символ искусства, покровителем которого по воле Зевса он будет. Аполлон еще не знает, для чего ему арфа. Богини по-казывают, как на ней играть. Несмелыми движениями Аполлон касается струн, и они отвечают ему еле слышным звоном. Так Аполлон делает первые шаги в искусстве му-зыки. Вместе с сопровождающими его богинями он отправ-ляется на Олимп. ...На залитой солнцем лужайке стоит молодой бог в короткой золотой тунике. В руках у него арфа, искусством игры на которой он уже овладел. Сопровождая аккордами своей арфы доносящиеся до него звуки скрипки, Аполлон начинает танцевать. Неуверенные, робкие позы постепенно сменяются все более и более смелыми танцевальными движениями. И в этом искусстве он делает первые шаги. Он кладет арфу на землю и, отдавшись во власть звучащей в его душе музыки, передает ее смысл в прекрасном танце. С трех сторон к нему приближаются музы — Поли-гимния (муза пения), Терпсихора (муза танца) и Каллиопа (муза эпоса и героических песен). Они склоняются перед своим предводителем Мусагетом. Каждой из трех Аполлон вручает символ ее искусства. Каллиопа получает таблицу для письма, Терпсихора — лиру, а Полигимния — маску. Аполлон велит показать, как в дальнейшем разовьется ис-кусство танца, пения и героического эпоса. Музы состязаются перед Аполлоном в искусствах. Ва-риации Каллиопы, Полигимнии и Терпсихоры. «Число муз я ограничил тремя, избрав Каллиопу, Полигимнию и Терпсихору как наиболее характерных для хореографического искусства,— поясняет композитор.— Каллиопа, получающая от Аполлона стилос для письма и дощечки, олицетворяет поэзию и ее ритм. Полигимния с пальцем у рта воплощает мимику. Кассиодор говорит: Эти говорящие пальцы, это красноречивое молчание, эта выразительность жеста являются, по преданию, изобретением музы Полигимнии. Она хотела показать, что люди могут выражать свои желания без помощи слов\". И, наконец, Терпсихора, соединяющая в себе ритм поэзии и красноречие жеста, открывает миру танец и благодаря этому находит себе почетное место среди муз Мусагета». Первой выступает Каллиопа в ритме классического двенадцатистопного стиха Буало. Танцуя с табличкой в ру-ках, она старается понравиться Аполлону и сочиняет стихи, прославляющие Мусагета. Окончив танец-стих, Каллиопа с волнением ждет похвалы. Но Аполлон не очень доволен. Со своим танцем выступает Полигимния. В веселом, жизнерадостном танце она забывает о том, что лицо ее дол-жно оставаться неподвижным, а уста сомкнутыми. Она от-нимает палец от губ, и на них появляется улыбка. Еще мгновение — и она заговорит. Слишком поздно спохватывается муза. Аполлон сурово осуждает ее ошибку. Подняв высоко над головой лиру, начинает свой танец Терпсихора. Она легко парит в танце, едва касаясь земли. Ее движения так выразительны, что, не произнося ни слова, отдаваясь ритму и мелодии, Терпсихора рассказывает о переполняющей ее радости. Аполлон хвалит музу танца и торжественно выходит на середину площадки. Он сам будет танцевать! Простирая руки к небу, Аполлон обращается к Олимпу — жилищу богов: им он посвящает свой танец, полный покоя и совершенства. Достигнув в танце соразмерности и гармонии всех движений и поз, он являет музам идеал, к которому они должны стремиться. Окончив танец, Аполлон показывает музам, как важны покой и неподвижность, из которых рож-даются полные огня движения. Терпсихора, восхищенная танцем Аполлона, протягивает к нему руки; Аполлон отвечает таким же движением, и они танцуют прекрасный заключительный танец, прославляющий красоту и великую силу искусства. Каллиопа и Полигимния присоединяются к ним, образуя торжественное завершение сцены. «После нескольких аллегорических танцев, предна-значенных для исполнения в традиционном стиле класси-ческого балета (па д\'аксьон, па-де-де, вариации, кода),— Аполлон в апофеозе ведет муз во главе с Терпсихорой на Парнас, который будет отныне их жилищем». Олимпийским богам посвящают музы и Аполлон за-ключительный танец. Апофеоз