Блистательные любовники (балет)

  • Печать

Жан Батист Люлли

Автор либретто и балетмейстер Ж.-Б. Мольер. Первое представление: Париж, 7 февраля 1670 г.

Сцена открывается под приятные звуки инструмен-тальной музыки и представляет взору широкое море, огра-ниченное восемью большими скалами — по четыре с каждой стороны; на вершинах скал, в виде божеств, при соот-ветствующих атрибутах,— восемь рек. У подножия каждой скалы — по двенадцать тритонов, посреди моря — четыре амура на дельфинах, а за ними — бог Эол, поднимающийся над волнами на маленьком облаке. Эол приказывает ветрам усилиться, и пока амуры, тритоны и реки отвечают ему, из воды поднимается остров. Восемь искателей жемчуга и кораллов выходят с добычей из морской глубины и после красивого танца располагаются на скалах, ниже рек. Музыка возвещает появление Нептуна. Искатели, тритоны и реки аккомпанируют танцу бога и его свиты соответственными телодвижениями и постукиванием жемчужных раковин.
Нептун объявляет, что «меж богов важнейших важное дано мне назначенье... Царства нет, чтоб я его не залил в миг один стремительной волною... И цветущий мир могу я морем всюду насадить по мановенью».
Затем начинается основное действие комедии. Два принца, чтобы блеснуть в глазах юной Эрифилы и получить ее руку, начинают веселиться еще больше, разыгрывая пасторали и пантомимы. Они предлагают принцессе и ее двору посмотреть спектакль. О чем же «спектакль второй степени» — тот, который видит принцесса? О трех пастухах, влюбленных в одну пастушку, и эта вторичная интрига — точное отражение главной, которая, в свою очередь, отражает реальную придворную интригу. И что представляют три пастуха прекрасной Калисте? Маленькое любовное приключение, где с легкостью разрешаются трудные вопросы сердечных стремлений. В нескольких интермедиях танцоры и мимы изображают фавнов, дриад, статуй, отплясывающих с факелами. В пятой интермедии четыре пантомима, показывая свое искусство, изображают в танцах и жестах тревожное настроение юной принцессы. Шестая интермедия представляет праздник пиррических игр и содержит четыре балетных выхода. В первом выходе шесть секироносцев принимают «позы людей, упражняющих свою силу». Во втором «шесть наездников размеренными движениями показывают свою ловкость на деревянных лошадях». В третьем танцуют двенадцать рабов, радующихся, что их отпускают на волю. (Четвертый выход был, по сути деле, гран-балетом, который открывал король в костюме Аполлона — Солнца.) Шестеро юношей начинают «с Аполлоном «в главе героический танец». К ним присоединяются  остальные участники интермедии. В финале звучат славословия Аполлону, которые начинает он сам.