Владимир Креститель (балет)

  • Печать

Валерий Кикта

Автор либретто и балетмейстер Ю. Пузаков.Первое представление: Киев, Национальная опера Украины им. Т. Г. Шевченко, 1995 г.

Пролог. Все чаще и чаще Великому князю Киевскому Влади-миру хочется остаться наедине с собой. Час горестных раздумий о завершении земной жизни. Мысленно он возвращается в свою исполненную деяниями молодость. Догорают свечи... Тенями приходит к нему минувшее. Сколько доброго и страшного совершено! Тени, тени, тени... Привидениями бродят они вокруг трона... Сердцем и душою чувствует Владимир, что настал час покаяния, час исповеди и искупления.

Убийство Ярополка. Буйствовала молодость, хмелела кровь Владимира от битв и войн. Единилось его сердце с безжалостными викин-гами, которые ради славы и наживы готовы были на все. И Владимир уподобился им, также пьянился боями и по-ходами. И подружились между собой князь Владимир и норвежский принц Олаф. И сказал однажды Олаф Влади-миру: «Сильный ты и бесстрашный, как и отец твой. И не кому-нибудь, а тебе править этою землею». И застучало, за-стонало сердце Владимира. Упал от мечей Ярополк. И сел Владимир на трон Киевский.

Принесение жертв. Красные отблески рассвета падают на хмурое языче-ское капище. Верховный жрец-предсказатель готовится к обряду принесения жертв Перуну и Даждьбогу. Выбрали самых красивых девушек, но только одна из них будет от-дана богам. И выберет ее Великий князь Владимир. По установленному веками и предками обычаю, лица всех де-вушек скрыты под покрывалами, чтобы ничто не могло повлиять на решение князя, а только вещий голос богов.

Вакханалия. Владимир и Олаф замышляют дальний поход на ха-зар. Для них и дружинников танцует полоненная хазарская княжна. Ее танец зажигает воинов, и уже нет силы, что могла бы сдержать их огненное желание наслаждений. В разгар вакханалии какие-то три чужеземца затевают драку. Не поделили между собой девушку чарующей, несравненной красоты. Владимир кидается в гущу дерущихся и тщетно пытается унять их. Еще мгновение — и пролилась бы кровь. Но в это время один из чужестранцев увидел гривну, сорванную с шеи Великого КНЯЗЯ. Поняв, кто перед ними, иноземцы падают Владимиру в ноги. Это послы-миссионеры. Один из них несет папскую (католическую), другой — иудейскую, третий — мусуль-манскую веру. У каждого цель — приобщить Великого князя Киевского к своему богу. Но не до чужеземных богов Владимиру. Он весь в плену чувства к прекрасной девуш-ке, которую освободил из рук похотливых иноземцев. Впервые в жизни князь почувствовал, как трепещет сердце, пронзенное неведомым ему чувством. Зажгла Весняна любовью зачерствевшее в боях и походах сердце князя.

Выбор веры. Лестью и подкупом пробуют миссионеры привлечь Владимира к своей вере. Но князь уже сделал выбор. По-кой и любовь посеяла в его сердце христианка Весняна...

Другое жертвоприношение. Снова настал день принести жертву языческим богам. Верховный жрец просит начинать заведенный предками обряд. И пришел на капище Владимир указать своею рукою на избранницу богов, чтобы не переступить закон предков. Перед Владимиром поставили вереницу девушек в белых покрывалах. И указал он на одну из них... Подбитой птицей распростерлось на холодном камне языческого ка-пища тело убиенной жрецами девушки.

Прозрение. И сразу сжалось сердце князя, и почуял он беду ве-ликую. Будто пронзенный стрелою барс, метнулся к девуш-ке, сорвал покрывало. И лежала перед ним Весняна. Его любовь, его радость. Боль и гнев охватили Владимира, и потемнел свет для него. В его сознании возникает убиенный Ярополк и смеется ему в лицо: «Это кара тебе и за мою, и за другие смерти». Нестерпимо терзает видение убиенного брата душу Владимира. В минуту наивысшей боли его растерзанного сердца Владимира вдруг осиял небесный свет. Будто новорожден-ного младенца, ангелы пеленают князя в белое покрывало. Состоялось крещение и очищение души. На свет явился новый человек, князь-христианин. Перед очами Владимира возникло прекрасное виде-ние Весняны. Девушка прощает князю его страшный выбор и протягивает Владимиру крест...

Падение идолов. Пришел конец языческим богам. Владимир проклинает Перуна и Даждьбога, которые отняли у него самое дорогое — любовь, и наказывает дружине и народу снести ненавистных и жадных до крови и слез людских богов. Только не все поддерживают Великого князя Киевского. Со злобой кидается к Владимиру жрец-предсказатель. Но уже не отступит Владимир от задуманного.

Причастие. С зажженными свечами идут и идут киевляне к храму Божиему. Чтобы очистить свои сердца, познать свет Божественного сияния.

Слава. Славит Владимир веру христианскую, величает народ Великого князя Киевского Владимира, который принес ему веру христианскую, даровал ему Свет правды, Свет Духа небесного.