Жизель (балет)

  • Печать

Жизе́ль (полное название «Жизель, или Вилисы», фр. Giselle, ou les Wilis) (Адольф Шарль Адан) — балет в двух актах (1841) французского композитора Адольфа Адана на либретто Анри де Сен-Жоржа, Теофиля Готье и Жана Коралли по легенде, пересказанной Генрихом Гейне.

Действие I

Горная деревня, окруженная лесами и виноградниками. Крестьянский дом, в котором живет Берта  с доверью Жизель, всеобщей любимицей. Крестьяне направляются на сбор винограда. Появляется лесничий Ганс, который клянется разрушить счастье Жизели и юноши из охотничьего домика. Ганс скрывается; из дома выходит граф Альберт, в крестьянском платье со своим оруженосцем Вильфридом. Альберт пришел увидеться с Жизелью. Вильфрид же пытается отговорить его. Но Альберт отстраняет оруженосца, стучится в дверь и прячется. На стук выходит Жизель, которая, никого не обнаружив, собирается уйти. Появляется Альберт и касается руки Жизели. Постепенно их танец переходит в любовную сцену. Появляется Ганс, заверяющий Жизель в своей верности. Альберт прогоняет лесничего.

По возвращении с виноградников подруг Жизели, затеваются танцы, и Альберт с азартом принимает участие в общем веселье. Внезапно из дома выходит, напоминая дочери, что ей вредно так много танцевать, ведь у нее больное сердце. Все расходятся.

Уязвленный отказом Жизели, Ганс решает раскрыть тайну соперника, проникнув в дом Альберта. Вскоре появляются дамы с кавалерами, среди которых Герцог и его дочь Батильда, невеста Альберта. Герцог указывает на дом Жизели и просит позвать хозяйку. Выходят мать и дочь,  предлагая гостям прохладительные напитки. Батильда, очарованная молодой девушкой, дарит ей ожерелье. Знатные гости уходят в дом, чтобы отдохнуть. В окне появляется Ганс, в руках которого графская шпага — неподдельное доказательство знатного происхождения Альберта.

В разгар всеобщего веселья по поводу праздника урожая, врывается Ганс, расталкивает Альберта и Жизель и показывает шпагу. Жизель просит объяснений. Обезумевший Альберт бросается на Ганса. Вильфрид останавливает своего господина. Ганс трубит в рог. Батильда  удивлена, увидев Альберта в крестьянском платье. Альберт целует руку невесте.

Девушка понимает, что все данные ей клятвы— обман. Батильда показывает ей свое обручальное кольцо. Жизель, рыдая, падает на руки матери, в помутневшем сознании которой, картины недавнего прошлого — и клятвы, и слова любви, и танцы. Жизель умирает.

Адан балет Жизель

Действие II

На кладбище в лунном свете появляются призрачные виллисы — невесты, умершие до свадьбы.

Виллисы замечают лесничего, который измученный угрызениями совести, пришел к могиле Жизели. Виллисы кружат его в призрачном хороводе, пока он не падает на землю.

Альберт также не может забыть погибшую из-за него Жизель и глубокой ночью приходит на её могилу. Виллисы тотчас окружают юношу. Однако появившаяся тень Жизели, сохранившая самоотверженную любовь, защищает и спасает Альберта от гнева виллис.

С первыми лучами восходящего солнца исчезает и легкая тень Жизели, и виллисы, но двушка всегда будет жить в памяти Альберта как вечное сожаление о потерянной любви, которая сильнее смерти.