Зелёный стол (балет)

  • Печать

Фредерик Коэн

Автор либретто и балетмейстер К. Йосс Первое представление: Париж, Театр Елисейских полей, 3 июля 1932 г.

Посредине сцены — зеленый стол как символ международной конференции. За столом — дипломаты, они ожесточенно дискутируют. Иногда, в запальчивости, то один, то другой вскакивает с места и, энергично жестикулируя, старается убедить в чем-то собеседника-противника или «пленум зеленого стола». Атмосфера накаляется, движения убыстряются, становятся лихорадочными, спазматическими. Динамика дискуссии достигает апогея, и тогда один из дипломатов выхватывает пистолет и стреляет. Это означает начало войны. Действие переносится на широкую авансцену и идет на фоне темного занавеса. Возникают короткие и страшные сцены. Юноши прощаются с матерями, невестами, любимыми женщинами. Они подчиняются неумолимому ритму военной машины, куда их подгоняет, сметает, заталкивает Смерть. Они группируются вокруг знамени, и непонятно, то ли они защищают его, то ли верят в него как в символ спасения. Разбогатевший на военных поставках спекулянт ловко проскальзывает в толпе. Он обыскивает убитых, выворачивает карманы, снимает с рук кольца, часы. Действие переносится в увеселительное заведение. Здесь царит убогое, устрашающее веселье. Солдаты как деревянные, с немигающими глазами, танцуют с девицами, похожими на манекены. Проходят, проносятся группы умирающих, пленных, спасающихся бегством. И над всем этим круговоротом жизни господствует Смерть, украшенная символическими знаками Марса — бога войны. Она неумолима. Страшным оскалом своей усмешки она отвечает на просьбы, заклинания молодых и старых, уставших, опустившихся и тех немногих, в ком теплится еще надежда. Она швыряет в небытие старую скорбящую мать; она накладывает свои цепкие пальцы на горло юноши... И снова на сцене зеленый стол; снова конференция, дебаты... И снова выстрелы...