Любовью за любовь (балет)

  • Печать

Тихон Хренников

Либретто В. Боккадоро и Б. Покровского.Балетмейстер В. Боккадоро. Первое представление: Москва, Большой театр, 30 января 1976 г.

Действие первое

Празднично разукрашен дворец Леонато. Жители Мессины встречают воинов, возвращающихся с победой из тяжелого похода. Появляются герцог со своими любимцами — Клавдио и Бенедиктом, дон Хуан и его приближенные — Конрад и Борахио. Леонато, его дочь Геро и племянница Беатриче с подругами приветствуют героев. Дон Хуан, высокомерный, озлобленный на всех, пре-небрежительно относится к юному Клавдио. Бенедикт, оскорбленный за друга, готов вызвать дона Хуана на дуэль. Клавдио останавливает Бенедикта: зачем ссориться, «когда рядом такая красота» — прекрасная Геро с первого взгляда пленила его. Заметив это, Дон Хуан назло Клавдио решает пригласить девушку на танец. Геро, словно не видя дона Хуана, обходит его и направляется к Клавдио. Искра любви зажигает и два других сердца — Беатриче и Бенедикта. Их влечет друг к другу, но гордость мешает каждому признаться в этом. Геро спешит поведать о своей любви Беатриче, а Клавдио — Бенедикту. Леонато просит дочь исполнить для гостей танец. Геро танцует, не замечая никого, кроме Клавдио. И юноша больше не в силах скрывать своей любви: он просит у Леонато руки его дочери. Леонато с радостью дает согласие и благословляет влюбленных. Злоба душит дона Хуана. Он готов на все, чтобы ото-мстить счастливчику Клавдио. Борахио предлагает хитро-умный план: переодеть в платье Геро служанку и разыграть сцену любовного свидания. Конрад должен подстроить так, чтобы эту встречу видел Клавдио. А служанка Борахио, влюбленная в него, пойдет на всё! Беатриче ищет Бенедикта, который куда-то исчез из зала, где пируют гости. Но вот он появляется, и девушка отворачивается от него. Беатриче и Бенедикт издеваются друг над другом, состязаясь в остроумии, а между тем пла-мя любви все сильнее охватывает их. Леонато хочет отпраздновать помолвку Геро и Клав-дио, а заодно попытаться соединить строптивую пару — Беатриче и Бенедикта. Он предлагает устроить маскарад. Все надевают маски и идут в сад. И начинается веселая карусель: Конрад ищет Геро, чтобы увести ее во дворец, Борахио — служанку Геро, а Беатриче делает все, чтобы возбудить ревность Бенедикта, танцуя то с одной маской, то с другой. Следуя намеченному плану, Конрад бесцере-монно преследует Геро, и девушка, стремясь избавиться от него, вынуждена убежать из сада. Появляется служанка, переодетая в платье Геро. К ней подкрадывается Борахио, и между ними начинается сцена любовных признаний. Все это происходит на глазах у Клавдио, которого, как и было задумано, привел Конрад. Клавдио в отчаянии. В его душе смятение, гнев и возмущен -ние борются с любовью. Но желание отомстить побеждает: он решает перед всеми оскорбить Геро. Во время помолвки Клавдио публично отказывается от руки Геро и убегает из дворца. Сраженная несчастьем, Геро теряет сознание. Ее подхватывают Беатриче и Бенедикт, и руки их соединяются.

Действие второе

Безутешный Клавдио бродит по пустынным улицам Мессины. Он и любит, и ненавидит Геро. Решительная Беатриче требует, чтобы Бенедикт ото-мстил Клавдио за обиду, нанесенную ни в чем неповинной Геро. Бенедикт колеблется: ведь Клавдио его друг. Но честь женщины прежде всего. И он соглашается вызвать Клавдио на дуэль. Беатриче вручает ему шпагу. Начавшийся между Клавдио и Бенедиктом поединок прерывает появление герцога, который требует по этому поводу объяснения. А оно приходит неожиданно само. В саду встречаются дон Хуан и подвыпившие Конрад и Бо-рахио. Они хвастливо расписывают дону Хуану свой успех в затеянном обмане. Герцог и Бенедикт понимают, почему Клавдио так тяжко оскорбил Геро, и спешат сообщить ему о раскрытом заговоре. И в ту минуту, когда дон Хуан за оказанные услуги передает своим подручным кошелек, набитый золотом, Клавдио бросается на них с обнаженной шпагой. Борахио и Конрад поспешно скрываются, под яро-стным натиском отступает и дон Хуан. Клавдио преследует его. Герцог решает помирить Клавдио с Геро, но сперва заставить его искупить свою вину перед ней. Он предлагает разыграть сцену смерти Геро. И вот торжественно и скорбно движется навстречу Клавдио траурная процессия: слуги несут «погубленную» клеветой Геро, Беатриче вместе с подругами горестно оплакивает сестру. Клавдио потрясен: это он виновник смерти Геро. Только теперь он понимает, как любил ее. Юноша бежит во дворец, чтобы вымолить у Леонато про-щение. Дон Хуан тоже видит траурную процессию. Он не думал, что его затея кончится так трагически, и в ужасе бежит из Мессины. Клавдио на коленях просит Леонато простить его. Леонато готов на это при условии, что он женится на сестре Геро, которую из-за уродливости никому не показывают. Приводят девушку. Плотное покрывало скрывает ее лицо. Не задумываясь, несчастный Клавдио дает согласие же-ниться на ней. И тотчас «уродливая сестра» превращается в прекрасную Геро: «Она была мертва, пока жило злоречье». Беатриче и Бенедикт, заключая в объятия жениха и невесту, обнимаются сами. Начинаются свадебные торжества. Стражники приводят пойманных дона Хуана, Борахио и Конрада. Служанка Геро заявляет свои права на Борахио: по старинному обычаю, преступника должны помиловать, если кто-то берет его в мужья. На радостях герцог помиловал дона Хуана и Конрада. Сочетаются браком три пары. Любовь торжествует!