Потерянный рай (балет)

  • Печать

Мариус Констан

Либретто Ж. Ко. Балетмейстер Р. Пети. Первое представление: Лондон, «Ковент-Гарден», 23 февраля, 1967 г.

 

 

Эпизод первый. Яйцо

Сначала на сцене появляется яйцо — смутно мерцаю-щая «изначальная форма». После двенадцати тактов музыки высвечивается в разноцветных лучах табло, мелькают цифры: 5, 4, 3; 27I. Тогда яйцо исчезает, хотя его контур на какое-то время сохраняется с помощью оптического трюка, и в голубых неоновых вспышках возникает человек в белом трико.

Эпизод второй. Вариации мужчины

. Первые движения мужчины отрывисты. Он испыты-вает силу ног, глубокими plie проверяя свою гибкость. Он еще слаб. Его ноги подвертываются — и он садится в «вос-точной» позе. Затем он приникает к земле и, вскинув ногу, жимами рук испытывает упругость почвы. Так мужчина выясняет в развернутом соло, что представляет собой зем-ля и что такое он сам. Постепенно к нему приходит уверен-ность. Он опоясывает сцену чередою прыжков. И наконец постигает свою форму: ноги прочно расставлены в стороны, руки воздеты, голова вскинута... Тогда он опускается на ко-лени, благодарный за открывшийся ему мир, а над его го-ловой в темноте возникают оранжевый полукруг земли, зеленый полукруг неба и пунцовое солнце между ними.

Эпизод третий. Рождение женщины.

В этот миг из-за человека, будто вырастая из его реб-ра, появляется рука женщины, подобная одновременно ро-ковой змее и слабому ростку растения. Высвободившись, женщина опускается на колени и свертывается, как эмбри-он. Мужчина ее поднимает, несет. Потом она сама пытается идти. Но силы ей изменяют. Тогда мужчина ложится на спину, закинув ноги, на которые женщина опирается спи-ной, и он мягко ее укачивает. Эти первоначальные отношения людей трогательно нежны и заботливы. Затем женщина обретает независи-мость от мужчины, и первый признак того — ее задумчи-во-одинокая поза с рукой, обхватившей голову. Мужчина прерывает ее грезы. И когда они соприкасаются пальцами, между ними словно проскальзывает искра. Отпрянув, они скользят друг к другу спинами, их руки встречаются,наверху и одновременно смыкаются ноги, так что прогнувшиеся тела образовывают почти правильный овал.

Эпизод четвертый. Змей.

Но тут вызванивают колокола и окончательно приходит осознанность страсти. Сзади вырастает древо познания. И одновременно появляется Змей. Его изображают пять танцовщиков, каждый из которых, лежа ничком, цепляется ступнями за шею следующего; согнутые руки упираются в пол, подобно лапам гигантского ящера. Змей ползет, приближается к женщине, образовывая «деципед». Испуганная, она пытается от него убежать, но он, разомкнувшись на составные части, плотно зажимает ее в кольцо. Тогда мужчина делает попытку вызволить женщину из плена. Но тут Змей снова вытягивается, и герои встречаются над его спиной. Это роковой миг. Женщина скользит на пальцах от хвоста Змея к его голове и, пройдя всю длину змеиного тела, оказывается в изголовье «Страсти», как сирена на носу корабля. Эротическая группа приближается к мужчине. И тогда на заднике возникает условное изображение женского лица с огромными алыми губами. Женщина исчезает в змеиных кольцах. Мужчина же опоясывает сцену двумя большими полетными кругами и ныряет прямо в губы на заднике.

Эпизод пятый. Падение.

В последнем эпизоде появляются мужчины и женщины в пурпурно-черных туниках с желтыми кругами на торсах. Они то умоляют о чем-то героя, держащегося надменно и независимо, то жестоко «пронзают» его. Осознав, что его «грех» передался миру, герой развязывает мрачную оргию. Он и женщина идут во главе двух разъединившихся групп, увлекая за собой толпу. И все же женщина еще с нежностью приникает к ногам возлюбленного, тогда как он неистов в страсти. Когда оргия достигает апогея, молния поражает мужчину. Женщина возвращается к нему, осматривает его недвижное тело со смесью стыда и отвращения...