Пламя Парижа (балет)

  • Печать

Борис Асафьев

Либретто  Н. Волкова и В. Дмитриева. Балетмейстер В. Вайнонен. Первое представление: Ленинград, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова, 6 ноября 1932 г

Действие первое

Картина первая. В лесу, недалеко от Марселя, кре-стьяне собирают хворост. Среди крестьян — Гаспар с до-черью Жанной и сыном Пьером. Через лес проходит бата-льон марсельских добровольцев, направляющихся в Па-риж. Слышны звуки приближающейся охоты. Крестьяне испуганы: это охотится в своих лесах сын маркиза, владельца этих земель,— молодой офицер граф Жоффруа. Появляются охотники, за ними граф. Увидев Жанну, он пытается ее обнять. Жанна резко отталкивает графа. Гаспар бросается защитить свою дочь, но егеря — слуги графа — избивают, а затем уводят с собой старого крестьянина. Дети Гаспара Пьер и Жанна призывают крестьян расправиться с маркизом, и возмущенная толпа идет на приступ замка.

Картина вторая. Площадь Марселя. Недалеко тюрьма. Егеря ведут арестованного Гаспара. Жанна рассказывает крестьянам, за что отца отправ-ляют в тюрьму. Народ возмущен. Слышен шум приближающейся толпы. Они зовут крестьян объединиться с ними и идти защищать революцию. Крестьяне записываются в отряд. Пьер и Жанна просят марсельцев взять их с собой. Звучит «Марсельеза». С песней батальон выступает в поход.

Действие второе

Версаль. Зал придворного оперного театра. На сцене интермедия под названием «Армида». Роли исполняют ар-тисты придворного балета: Армида — Мирейль де Пуатье, ее пленник — Антуан Мистраль. После спектакля начинается банкет. Офицеры восторженно встречают их и клянутся в верности. Они топчут трехцветное знамя революции и срывают с себя трехцветные повязки, заменяя их бурбонскими кокардами с белыми лилиями. Король с королевой удаляются. Группа офицеров решает составить письмо в Кобленц эмигрантам-роялистам о планах разгрома революции. Пись-мо должен отвезти граф Жоффруа. Появляются актеры Мирейль де Пуатье и Антуан Мистраль. Граф Жоффруа приглашает Мирейль танцевать. Антуан находит на столе забытое графом письмо, читает его и хочет спрятать. Но граф отнимает письмо и, боясь разглашения тайны, убивает актера. Актриса скорбно склоняется над телом своего товарища. Граф прячет пакет на груди и уходит. Мирейль неко-торое время смотрит вслед уходящему, а затем, увидев рас-топтанное офицерами трехцветное знамя, поднимает его и уходит из дворца.

Действие третье

Картина первая. Париж. Площадь, где расположи-лись отряды добровольцев. Сюда же приходят марсельцы. Их радостно приветствуют. Площадь заполняется рабочи-ми, ремесленниками во главе с якобинцами. Демонстрация молодежи несет чучела короля и королевы. Вбегает Ми-рейль де Пуатье. Она рассказывает о заговоре против ре-волюции. Через площадь проходят офицеры и придворные. Сре-ди них — сын маркиза. Актриса требует, чтобы его арестовали. Ей удается выхватить спрятанный им пакет. Марсельцы и крестьяне окружают Жоффруа и уводят. Выступают ораторы. Под звуки песни «Са ira» толпа движется на штурм королевского дворца.

Картина вторая. Дворец Тюильри. Придворные и стража в ожидании надвигающихся событий. Все громче доносятся звуки «Са ira». Раздаются выстрелы. Во дворец врываются марсельцы. Бой завязывается на парадной лестнице. Во время схватки на Жанну нападает маркиз. Пьер, защищая сестру, убивает его. Бой кончается победой народа. Марсельцы срывают висящий портрет Людовика XVI, топчут его. Толпа ликует.

Действие четвертое

Картина первая. Марсово поле. Звучат революцион-ные песни, народ веселится, празднуя победу. Члены кон-вента и правительства заполняют трибуны. В праздничном представлении «Триумф победы Республики» актриса Ми-рейль де Пуатье исполняет роль богини Победы.

Картина вторая. Та же площадь вечером. За столи-ками, освещенными фонарями, сидят парижане, марсель-цы, рабочие, крестьяне. Народный бал завершается карманьолой.