Руслан и Людмила или Низвержение Черномора, злого волшебника

  • Печать

Фёдор Шольц

Автор либретто и балетмейстер А. Глушковский. Первое представление: Москва, театр в доме Пашкова, 16 декабря 1821 г.

Действие первое


Действие балета открывается маршем. «Театр представляет великолепную залу. Князь Киевский ведет из храма Руслана и Людмилу; послы (казарский, венгерский, черкесский), князья, бояре, воины и народ сопровождают их». Начинаются танцы, «в которых участвует вся свита».
На облаке опускается Черномор. Волшебник уносит потерявшую сознание Людмилу и погружает всех гостей в оцепенение.
«Князь и Руслан подходят к тому месту, где была Людмила, но, не нашед ее, приходят в отчаяние». Марш. Руслан отправляется на поиски жены.
«Лес, с одной стороны — пещера, вдали на горах ви-ден замок Черномора, около его видно множество мертвых рыцарей, побитых неприятелем, всюду разбросаны копья мечи, колчаны, щиты, шишаки, конские снаряды, знамена». Голова сторожит вход в замок. Руслан после встречи с Доб- радой сражается с Головой. Туловище и голова распадаются на части (они состоят из лежащих неподвижно артистов), и Руслан вступает в бой с воинами, победа над которыми открывает ему доступ к Черномору.

Действие второе

Ночь. «Театр представляет сад». Злотвора спускается на облаке с Людмилой, «вокруг их порхают купидоны». Глушковский вводит в русский балет образы, привычные для анакреонтического,— такова власть традиций. Впрочем, и Руслана он превращает в «рыцаря». Являются духи, несущие изображение семи планет (по-видимому, транспаранты), разноцветные фонари, факелы, шали, гирлянды, вазы. Пробудившаяся Людмила с изумлением осматривается по сторонам. Начинаются танцы, прерываемые выходом Злотворы и Черномора. Людмила осыпает карлу упреками, он предлагает ей корону, но она «все отвергает с презрением». Звуки тамтама, трубный глас возвещают приближение противника. Это Руслан. Радость Людмилы, бешенство Черномора; злой волшебник просит Злотвору спрятать Людмилу, а сам бросается в бой.

Действие третье

«Театр представляет внутренность замка Черномора, посредине стоит трон, украшенный змеями и чудовищами; в разных местах видны жертвенники, подобные украшениям трона, из пастей чудовищ пылают огни; на правой стороне стоит оракул колоссального вида с одним глазом во лбу, держащий свиток, на котором являются предсказания». Кроме того, на сцене находится магическое зеркало и «видны гробницы и несколько человеческих скелетов». Черномор творит заклинания. В магическом зеркале возникает образ Людмилы; она отвергает страсть Черномора. На призыв карлы является Злотвора, и по ее знаку приносят доспехи и оружие Руслана, которые должны убедить Людмилу,что супруг погиб. Вводят Людмилу. Она теряет сознание увидев доспехи Руслана и надпись: «Вооружение умервшвленного Руслана». «Придя в себя, Людмила отталкивает волшебника, бежит к ложному вооружению Руслана развертывает знамя, целует его и проливает горестные слезы».
Удар грома (тамтам); на свитке у оракула появляется надпись: «Руслан приближается. Страшись, Черномор». К Людмиле возвращается мужество. Злотвора пытается по-бедить Руслана властью обольщения. Она превращает под-властных ей волшебниц в молодых прекрасных дев: одной дает очаровательную лиру, другой — кубок с ядом, третьей — гирлянду».

Действие четвертое

Черномор и Злотвора превращают розовый куст в пе-щеру, в которой скрывают Людмилу. Звук трубы возвещает приближение Руслана. В саду Черномора он встречается с нимфами.
Одна из нимф играет на лире и завлекает Руслана в сад, но он, увидев другую под покрывалом, подбегает к ней, в это время третья занимает его своими танцами. Нимфа, играющая на лире, советует Руслану оставить свое оружие и предаться наслаждению; другая нимфа подает ему оча-рованный венок и гирлянду, уговаривая его вместо шлема надеть это украшение, то есть покончить с поисками Люд-милы. Всякий раз, когда Руслан уже готов поддаться иску-шению нимф, раздается удар грома и появляется надпись на камне: «Неверный». «Третья нимфа, видя неудачу своих подруг, с большим старанием начинает танцевать и в это время подносит ему кубок, наполненный ядом. Ослепленный красотою, рыцарь хочет исполнить предложение обольстительницы».
Но силы добра торжествуют. Из кубка нимфы выры-вается пламя. Руслан приходит в себя и бросается с оружием на коварных волшебниц. Они исчезают. Сад превращается в пустыню, нимфы становятся фуриями, и чудовища
набрасываются на витязя. Руслан побеждает в схватке с ними, и тогда начинается его поединок с Черномором. Снова герой в опасности. Теперь на помощь ему приходит по-кровительница — волшебница Добрада. Она низвергает злые силы в преисподнюю. Руслан освобождает Людмилу, супруги улетают на крылатой колеснице Добрады.

Действие пятое

«Театр представляет поляну среди густого леса, по-средине виден храм Перуна; жрецы окружают жертвенник; князь Киевский, бояре, народ». Жрец совершает обряд — зажигается священный огонь, слышен удар грома, и на храме появляется надпись: «Руслан и Людмила под моим покровительством».
«Руслан появляется, предшествуемый воинами, позади его идут рыцари; он ведет за руку Людмилу, которая, увидя своего родителя, бросается в его объятия; князь благодарит Руслана за спасение своей дочери и вторично вручает ее руку избавителю; Руслан, принеся благодарность богам, садится с князем и Людмилою на возвышенное место». Балет завершается большим танцевальным дивертис-ментом.