Творения Прометея или Власть Музыки и Танца (балет)

  • Печать

Людвиг Ван Бетховен

Автор либретто и балетмейстер С. Вугано.Первое представление: Вена, Придворный театр, 28 марта 1801

Действие первое

 

Открывается интродукцией «Буря». Разгневанный Зевс, глава богов, преследует полубога Прометея. Сквозь бурю, гром и молнии Прометей пробивается на землю с горящим факелом, похищенным на Олимпе. Он лепит из глины статуи мужчины и женщины и пытается оживить свои творения небесным огнем. Они начинают подавать признаки жизни и делают первые робкие и неуверенные шаги. Статуи оживают, но они лишены разума и чувства. Прометей, охваченный отцовской любовью, зовет их к себе, но они не реагируют. Вот как описывал это действие композитор, сочиняя музыку, в нотных эскизах: «1. Оба творения медленно идут по заднему плану сцены. 2. Прометей постепенно приходит в себя, его голова обращена к поляне. В восхищении и несказанной радости оттого, что так удался его план, он делает знак детям остановиться. 3. Они медленно поворачиваются, и Прометей, исполненный божественной, отеческой любви, делает им знак приблизиться, но, бесчувственные, они отвернулись к дереву, при-влекшему их внимание своими размерами. Прометей страшится утратить мужество, скорбь овладевает им. Он идет к творениям, берет их за руки и сам ведет по сцене. Он объясняет им, что они — его создания, что они должны быть благодарны ему и послушны, целует и ласкает их, они же, бесчувственные, лишь иногда совершенно безразлично покачивают головами и беспорядочно взмахивают руками».

Охватившая Прометея радость вскоре оборачивается смущением, недоумением и даже отчаянием: он видит, что движение творений — всего лишь слепое и механическое подражание, так как у них нет самого главного, чтобы стать людьми,— разума и чувства. Они не понимают Прометея. Опечаленный Прометей переходит от ласк и уговоров к угрозам, однако ожившие статуи остаются беспомощными, бесчувственными и неразумными. Прометеем овладевает отчаяние. Наконец, вознегодовав, титан намеревается даже уничтожить свои создания. Но творческая любовь берет верх. Прометей показывает, что в уме его родился новый план, и, поймав обоих, силой увлекает их за собой. Прометею пришла в голову спасительная мысль: привести неразумные творения на Парнас, где бог искусства Аполлон и его музы помогут сделать их настоящими людьми. В завершающем первое действие грациозном менуэте, исполненном радости, света и надежды, воссоздана изысканность лексики галантного стиля XVIII века и в то же время уже предвосхищена образная сфера и дансантная пластика балетных адажио XIX в.

Действие второе

Происходит на Парнасе, куда Прометей приходит со своими творениями, прося богов вдохнуть в них разум, пробудить чувства, научить их знаниям и искусствам.

В ответ на обращенную к обитателям Парнаса просьбу Прометея о помощи в просвещении творений силой и красотой искусства, по знаку Аполлона древнейший из музыкантов Греции, Амфион, ударяет по струнам цитры (ее имитирует арфа). Вслед за ним на флейте начинает играть богиня музыки Эвтерпа. К ним присоединяются Арион и певец Орфей. Светлая гармония музыки пробуждает в творениях человеческие чувства, их движения обретают плавность и грациозность. Они пластически отзываются sa изящный танец, напоминающий подвижный полонез, который исполняет для них муза танцев Терпсихора. Творения осознают совершающиеся в них перемены: отныне им стали доступны разные чувства. Сначала это приводит их в смятение. Потом они замечают красоту природы, в них пробуждаются благодарность и любовь: приблизившись к Прометею, они почтительно опускаются перед ним на колени и нежно обнимают друг друга.

Затем Терпсихора и грации, бог вина и веселья Вакх и вакханки начинают массовый военный танец. Согласно замыслу, это — танец-испытание: удержатся ли творения от соблазна добиться почестей и славы с помощью войн И насилия? К глубокому сЬжалению Прометея, его детища легко поддаются соблазнам: военный танец пробудил в «,1Х неведомые желания, и вот они уже присоединяются к пляске и берут оружие.

Следующий эпизод вносит в действие контрастно- мрачную краску. Появляется муза трагедии Мельпомена и обвиняет Прометея в несовершенстве его созданий, столь быстро поддавшихся азарту разрушения. Мельпомена по воле богов испытывала чувства людей, показывала им, что на земле есть страдания и смерть. Она возвещала, что Прометей, создав несчастных и несовершенных людей, достоин кары, и в наказание поражает его мечом. Тот падает, будто мертвый, и люди оплакивают его. Творения, теперь обретшие дар переживания и сочувствия, горько рыдают над бездыханным Прометеем.

Далее в действии наступает перелом. Появляется Талия — жизнерадостная муза комедии, которая вместе со своими нимфами танцует пастораль — женский танец. Вслед за ней выходит бог природы Пан, сопровождаемый сатирами, и начинается развернутая танцевальная сцена, в которой сольные эпизоды чередуются с групповыми. Наконец обе группы — Талия с нимфами и Пан с сатирами — разыгрывают веселую комическую сценку. Талия, жизнерадостная, снимает маску и поясняет разницу между действительной и театральной смертью, а Пан склоняется над поверженным Прометеем и «оживляет» его. В следующем затем эпизоде чередуются коллективные танцы и соло творений, в которых выражается отношение участников к про-исшедшему событию. Действие вступает в план «балета с выходами».

Чем ближе конец действия, тем инициативней становятся творения. В своем дуэте они вновь выражают Прометею свою признательность, восхищение и — свою взаимную любовь. Их дуэт сменяется радостно-полетным менуэтом, в котором помимо творений участвуют Талия и Пан со своими свитами.

Завершает балет массовый торжественно-светлый финал — контрданс, в котором принимают участие все персонажи спектакля.