Треуголка (балет)

  • Печать

Мануэль де Фалья

Либретто Г.-М. Съерра. Балетмейстер Л. Мясин.
Первое представление: Лондон, театр «Альгамбра», труппа «Русский балет Дягилева», 22 июля 1919 г.

Мельник ведет разговор с птицей, порхающей в клетке. Он учит ее смотреть на солнечные часы, устроенные на стене дома, и узнавать время. Пока Мельник еще немногого добился: часы показывают два, а птица хлопает крыльями три раза. Мельник настойчиво продолжает урок, злит ся. Но и это не приносит пользы. Вместо двух раз птица хлопает крыльями четырежды. Жена мельника со смехом на-блюдает за этим занятием мужа, взбирается на стул и лакомится свисающим с беседки виноградом. Затем срыва-ет несколько гроздей, подходит к клетке и угощает птицу. Та послушно хлопает крыльями дважды: два часа. Гордая своим успехом, Мельничиха начинает танцевать, к ней при-соединяется ее муж, и оба они, счастливые и влюбленные, выражают свои чувства в темпераментном танце. Первой принимает серьезный вид Мельничиха: не в|эемя танцевать, надо работать. Мельник приносит воду, поливает цветы, насыпает в клетку зерно. Довольный лет-ним днем, своей женой, собою, Мельник продолжает заниматься делом, напевая и приплясывая. В это время на мостике, перекинутом через ручей, появляется Денди. Увидев Мельничиху, он с самоуверенным видом подмигивает ей. Та отвечает веселой кокетливой улыбкой. Франт удваивает комплименты, но Мельник бросает вдогонку любителю приключений: «Эта дама, кажется, нравится вам. Вы совершенно правы, она очень красива, но... она моя жена». Мельничиха в восторге бросается на шею мужа. К мельнице приближается шествие. Это Коррехидор с женой и сопровождающей их свитой. Коррехидор роняет перчатку — то ли случайно, то ли нарочно; Мельничиха под-нимает ее и с реверансом протягивает вельможе. Красивая женщина производит на него впечатление, которое он и не пытается скрыть. Ревнивая супруга, почуяв опасность, важно проплывает мимо, за нею — Коррехидор и приближенные. Уходя, высокий гость несколько раз оглядывается. И снова дружная чета, радуясь возможности побыть вдвоем, танцует и веселится. Мимо мельницы проходит красивая статная девушка с кувшином на голове. Мельник любезно приветствует ее и шлет ей воздушный поцелуй. По тому, как он принят девушкой, ясно, что этот нежный знак внимания доставил ей удовольствие. Заметив, какое впечатление он произвел на девушку, Мельник самодовольно охорашивается. Совсем по иному реагирует на эту сцену Мельничиха. Она злится, ревнует и неожиданно разражается слезами. Мельнику стоит небольшого труда утешить свою подругу и вызвать ее улыбку. Издали доносятся звуки приближающегося кортежа. Это возвращается Коррехидор. Супруги прячутся. Мельничиха с опаской смотрит в ту сторону, откуда должен появиться ее «поклонник». Она живо передает жестами мужу все, что видит. Мельничиха не так наивна, чтобы не понять причину вторичного визита столь высокой особы. И Мельник это отлично понимает. Он даже выражает неудовольствие супруге, но та советует ему следить за собой, а его чести она не уронит. Отослав мужа отдыхать и не слыша ничего, что говорило бы о приближении Коррехидора, Мельничиха танцует фанданго. Она так увлечена танцем, что не замечает внезапно появившегося во дворе Коррехидора с шестью альгвасилами. Рассматривая с наглой улыбкой понравившуюся ему женщину, он делает знак альгвасилам, и те уходят. Ему вовсе не нужны свидетели любовного приключения их начальника. Увидев рядом с собой настойчивого кавалера, Мельчиниха с непритворным страхом отступает, но Коррехидор напоминает ей о местном обычае — хозяйка должна угостить гостя виноградом. Коррехидор требует, чтобы Мельничиха угощала его, держа кисть зубами, тогда бы он полакомился одновременно и виноградом, и поцелуями. Сначала Мельничиха потешается над его домоганиями, но когда назойливость переходит все границы, она резко от-ступает — и старый ловелас, потеряв равновесие, падает. На шум выбегает Мельник; они с женой помогают гостю встать, заботливо чистят его платье, делая вид, что ничего особенного не случилось. Коррехидор в ярости грозится расправиться с ними и, прихрамывая, уходит. Наблюдавшие эту сцену помощники Мельника хохочут, весело передразнивая незадачливого ухажера. Одна из девушек запевает песенку. Возвращаются альгвасилы, они ждут своего начальника. Мельник и Мельничиха вежливо выпроваживают их и от радости, что наконец остались бел незваных гостей, танцуют фанданго. В тот же день вечером у мельницы собираются соседи. Они пришли сюда, чтобы песнями, танцами, веселой пирушкой отпраздновать праздник летнего равноденствия. Все просят Мельника станцевать фарруку. Под возгласы одобрения Мельник танцует свой любимый танец. Неожиданно появляются солдаты, присланные арестовать Мельника. Они уводят его с собой, с ними уходит и толпа соседей. Вне себя от горя, Мельничиха входит в ком-нату, садится на край постели, долго сидит в оцепенении, затем задергивает занавеску алькова, гасит свет и укладывается в постель. К мельнице подбирается Коррехидор. Полагая, что, арестовав Мельника, он наконец достигнет цели, он спешит и, желая сократить путь, прыгает через ручей, но, не рассчитав своих сил, падает в воду. На его вопль выбегает Мельничиха. Ненавидя наглеца, она с удовольствием наблюдает, как, барахтаясь и проклиная все на свете, он выбирается из воды. Когда же он делает попытку приблизиться к Мельничихе, та снимает со стены ружье и, угрожая им Коррехидору, убегает. Мокрый, весь в тине, Коррехидор раздевается и развешивает свое платье су-шиться. Потом приходит в дом Мельника, ложится в постель и засыпает. На рассвете Мельник убежал из тюрьмы. Вернувшись, он сначала обнаружил платье горе-кавалера, в том числе и его треуголку, а затем и самого «героя», спящего в чужой постели. Мельник решает подшутить над ним. Он облачается в платье Коррехидора, надевает треуголку и пишет мелом на стене: «Ваша милость! Плачу той же монетой: ваша жена тоже красива». Затем грозит кулаком спящему и уходит. Коррехидор открывает глаза, читает надпись на стене и вскакивает. Тут он обнаруживает пропажу своей одежды. Делать нечего, найдя какой-то костюм, надевает его. Только он окончил свой «туалет», как в дом ворвались двое полицейских, чтобы арестовать сбежавшего Мельника. Они ловят мнимого Мельника. В эту минуту вбегает Мельничиха, вернувшаяся после безрезультатных поисков мужа. Думая, что полицейские бьют ее мужа, она набрасывается На них. На шум сбегаются соседи. Возвращается Мельник, Которого в неясном утреннем освещении все принимают за Коррехидора. Видя, что Мельничиха обнимает «Мельника», «Коррехидор» набрасывается на нее и на своего двойника. Возвращающиеся с ночной пирушки гуляки присоединяют-ся к орущей в доме Мельника толпе и умножают суматоху. Мельничихе и настоящему Мельнику удается все растол-ковать людям, и тогда, объединившись, они выбрасывают Коррехидора за дверь и, весело перекидывая из рук в руки \'треуголку, заканчивают эту шумную сцену темпераментной хотой.