Фиделио (опера) - либретто

 

Либретто

Действие первое.


Кажется, ничто живое не может существовать здесь — надо всем витает зловещий дух холода и смерти. Но нет! И тут теплится жизнь. Вот молодой привратник Жакино умоляет Марселину, дочь тюремщика Рокко, отдать ему руку и сердце. Он уже давно любит девушку, которая, как казалось Жакино, тоже неравнодушна к нему. Но с некоторых' пор он замечает, что Марселина отдает явное предпочтение юноше Фиделио, недавно поступившему на службу в качестве помощника Рок­ко. Слов нет, Фиделио красив, его юное лицо девически нежно, но разве достоин этот мальчишка быть мужем очарователь­ной Марселины? Нет и нет! Только он, Жакино, может сделать ее жизнь счастливой и радостной™ Сердечным излияниям мо­лодого привратника то и дело мешают входящие в ворота люди. Марселина не может скрьггь своей радости от таких переры­вов: девушке давно надоели многословные признания влюб­ленного. Тем более, что они ничего не изменят в ее сердце: оно навеки отдано Фиделио, которого в девичьих снах Марселина видит своим мужем™
А вот и Фиделио. Он доверху нагружен свертками. Вид­но, что ноша для него тяжела. Но на лице юноши написано удовлетворение: он выполнил важное поручение Рокко — до­ставил срочные депеши начальнику тюрьмы Пизарро, купил провизию и партию наручников для заключенных». Увидев, как побледнел от усталости Фиделио, Марселина бросается отирать ему пот своим платочком и помогает сложить груз на пол.. Доволен исполнительностью своего помощника и Рок­ко. Хитрая улыбка блуждает на его лице. Тюремщик убеж­ден, что причина расторопности застенчивого юноши очень проста: Фиделио влюблен в Марселину... Да ведь и дочери, кажется, приглянулся его помощник. Что ж, старый Рокко не против, если, разумеется, у юноши серьезные намерения. И по всему видно, что он будет примерным мужем...
Жакино, видя все это, вконец удрученный, молча удаля­ется. Рокко, привыкший всегда действовать открыто и реши­тельно, говорит Фиделио и Марселине, что одобряет взаимное чувство молодых людей, и тут же назначает дату свадьбы: сле­дующий день после очередного отъезда Пизарро в город. Сча­стливая и смущенная Марселина горячо благодарит отца.
А Фиделио? Что с ним? Еще больше побледнев, он явно не находит себе места. Мысли, как молнии, проносятся в его голове. Как выйти из создавшегося положения, что предпри­нять? Если бы только эти добрые и простые люди могли знать, что под именем Фиделио скрывается не юноша, а... молодая женщина Леонора! Хитростью пробралась она в тюрьму, что­бы спасти томящегося в одном из мрачных подземелий горя­чо любимого мужа Флорестана. Но открыться — значило бы отказаться от осуществления своего замысла. А Леонора ско­рее готова умереть, чем отступить. И верная супруга Фло­рестана решает по-прежнему скрывать свое имя...Пользуясь расположением Рокко, Леонора просит до­верить ей обслуживание заключенных. Старый тюремщик обещает испросить разрешение у Пизарро: без согласия гроз­ного начальника никто не допускается к узникам. Ведь здесь находятся особо важные преступники. Есть, например, среди них один... Очевидно, очень ненавидит его Пизарро. Больше месяца, по приказу начальника .тюрьмы, несчастного держат в темном и сыром подземелье, почти полностью лишив пищи и воды.Чувствуя, что речь идет о Флорестане, Леонора едва находит в себе силы сохранить самообладание.Неожиданно раздаются звуки кованых сапог: после ежедневного обхода возвращается со своей свитой Пизарро. Он осведомляется у Рокко, есть ли для него депеши, и тут же просматривает бумаги. Одна из депеш приводит Пизарро в замешательство. Его уведомляют, что в Севилье стало изве­стно о злоупотреблениях, которые Пизарро Допускает в сво­ей тюрьме, о многих невинных узниках, томящихся в ней. На этих днях в тюрьму прибудет министр фон Фернандо, чтобы проверить действительное положение дел.Чтобы отвести от себя гнев министра, коварный Пизар­ро решается немедля убить Флорестана, своего заклятого вра­га, незаконно заключенного им в тюрьму. Подозвав Рокко, он предлагает ему за большое вознаграждение умертвить узни­ка. Но честный тюремщик отвергает гнусное предложение. Разгневанный Пизарро приказывает подчиненному срочно вырыть могилу в подземелье: Флорестана убьет он сам..
Не расслышав тихих слов Пизарро, Леонора, однако, инстинктивно чувствует надвигающуюся беду. Понимая, что Рокко в душе сочувствует узникам, она просит старого тю­ремщика выпустить заключенных на прогулку во двор. Ведь Пизарро ушел и ничего не узнает... К ней присоёдиняется и Марселина, не сводящая глаз со своего обожаемого Фиделио. В конце концов Рокко соглашается. Бледные и изможденные люди медленно выходят на солнечный свет из своих камер. Но, как ни надеялась Леонора, среди них нет Флорестана».
Неожиданно возвращается Пизарро. Вид гуляющих заключенных приводит его в бешенство. Несчастных вновь загоняют в подземелье, а старому тюремщику вторично от­дан приказ вырыть могилу для Флорестана. В помощники себе он может взять Фиделио: ждать больше начальник тюрь­мы не намерен — вот-вот приедет министр.

Действие второе.

Сырое и темное подземелье. Лишь маленькая низкая дверь да крохотное решетчатое оконце в отсыревшей стене напоминают 6 том, что где-то существует внешний мир с ярким солнцем и голубым небом.
На большом и холодном камне, заменяющем скамью, сидит обессилевший Флорестан. Руки и ноги его обвивает тяжелая проржавевшая цепь, издающая при малейшем дви­жении узника зловещий звон. Тяжелые мысли одолевают Флорестана. Силы его на исходе, и недалек день, когда они вконец иссякнут.» Предчувствуя близкую смерть, Флорестан с гордостью сознает, что долг перед народом им выполнен с честью. Образ свободы, борьбе за которую он отдал свою жизнь, сливается в его мыслях с чистым образом нежно лю­бимой Леоноры. И как ни тяжелы последние часы жизни, нич­то не может омрачить его светлых дум о ней... Бросившись на землю, узник погружается в забытье.
На стене появляются желтоватые блики. Свет фонаря все ближе и ближе — это Рокко со своим помощником спус­каются в подземелье. Они несут заступ и кирку. Пользуясь тем, что Флорестан заснул, старый тюремщик отмечает на земле размеры могилы. Оглянувшись, он видит, что Фиделио стоит дрожа у стены. Неужто парень оказался трусливого десятка? Заметив удивленный взгляд Рокко, Леонора уверяет его, что в подземелье просто очень холодно... Мрачную тишину нарушают лишь глухие удары заступа о землю...От шума просыпается Флорестан. Увидев двух могиль­щиков, он понимает, что пришел его последний час. Флорестан обращается к Рокко с просьбой передать жене его прощаль­ные слова любви. В тот же миг Леонора узнает голос своего мужа и без чувств падает на край вырытой могилы.Из темноты выступает закутанная в плащ мужская фигура. Это Пизарро. Он стремится скорее осуществить свой злодейский замысел.Очнувшаяся Леонора призывает на помощь все свои силы, все мужество: она должна спасти Флорестана! Вот уже сталь кинжала сверкает у груди обреченного, но в тот же миг вперед бросается Леонора: «Если должен пасть Флорестан, то убей сначала его жену!» Ошеломленный Пизарро на мгно­вение опускает кинжал, а счастливый Флорестан сжимает в своих объятиях Леонору. Пизарро в ярости снова замахива­ется кинжалом, но отступает под дулом пистолета, наведен­ного на него женщиной... И тут же звуки трубы возвещают о прибытии министра...Финальная картина. На площади перед тюремной крепостью собрался народ. Тут же министр дон Фернандо со свитой. Один за другим поднимаются из своего страшного подземелья узники — те, кто томился здесь долгие дни по воле злобного Пизарро. Народ приветствует их. Последними на площадь выходят Флорестан и Леонора. Рокко рассказы­вает собравшимся их историю. Люди в гневе требуют смерти Пизарро, и по приказу министра стража уводит бывшего на­чальника тюрьмьь При общем ликовании Леонора сбрасыва­ет с Флорестана ненавистные цепи. Народ славит стойкость и мужество борца за свободу и верность его подруги.
Испанская государственная тюрь­ма, расположенная неподалеку от Севильи. Солнечный свет с трудом проникает сюда. Огромные железные ворота и высо­кая насыпь оставляют открытым лишь небольшой клочок го­лубого неба. А в узкие окошки тюремных камер свет и вовсе не попадает: настолько они малы и так толсты ржавые прутья решеток- В мрачном подземелье томятся те, кто не побоялся открыто выступить против несправедливости, за свободу.

 

 

Дополнительная информация