Фрески Софии Киевской (балет)

  • Печать

Валерий Кикта

Автор либретто и балетмейстер Ю. Пузаков.Первое представление: Киев, Национальная опера Украины им. Т. Г. Шевченко, 1995 г.

Утомленно бредет по дороге странник-гусляр. Из его сердца льется песнь-сказание про историю земли Русской. И повсюду, будто невидимый проводник, направляет его матерь-заступница за род людской Мария Оранта. Появляются творцы, величающие и прославляющие своим творчеством землю Русскую. Увидев слепого гусля-ра, они просят его поведать о своей жизни...

Зверь нападает на всадника. Будто молния кинулся зверь на юношу-всадника, и была между ними борьба смертельная, и взял верх зверь. И пошел он от смертельно раненного юноши вновь в лесную чащу...

Живая вода. Будто видение предстала перед умирающим юношей Мария. Наклонившись над его челом, заглянула в глаза и увидела, что смерть его близко. И сказала тогда сестрам-монахиням, которые несли в храм свой живую воду, чтобы окропили юноше чело. Безгранично благодарный за спасение, юноша просит Марию дать живую воду людям...

Матерь-заступница за род людской Мария Оранта. Мария Оранта, появившись в сопровождении юноши среди людей, кропит их святою водою, просветляя веру и души. С тех пор не страшен ворог лютый народу русскому.

Ряженые. Пришли скоморохи на площадь, чтобы развеселить народ, дать ему радость и отдохновение от трудов тяжелых праведных. И предстали перед народом радость, буйство силы и духа живого...

Художник. В муках ищет художник свой идеал. Через сомнения и неверие открывается перед ним сияющий свет красоты. В минуту наибольших душевных терзаний снисходит к нему Мария Оранта, чтобы раскрыть величие прекрасного. Защитница рода человеческого благословляет художника на творение добра, чтобы даровал он своим творчеством радость людям.

Праздник. Был невиданный праздник на Руси, ибо завершилось строительство величайшего из великих храмов Руси — Софии Киевской. Среди тех, кто пришел на это торжество, и художник, который закончил работу над фресками собора. Вместе с ним радуется и его любимая.

Нападение врага. В разгар праздника прозвучали над площадью тре-вожные удары колокола, оповещающие о нападении на город врага. Один за другим падают воины от метких печенежских стрел. Лютые вороги берут в плен творца фресок Софии Ки-евской. Нет, не убьют они его, а ослепят, чтобы уже никогда не смог он взять в руки кисти, увидеть рассветное солнце, цветение весны...

Плач Марии. Мария оплакивает павших за отчизну. Среди живых она видит художника и устремляется к нему. Но зачем ему жизнь, если отнято самое дорогое — возможность творить! Стараясь уменьшить его страдания, Мария Оранта одари-вает слепого юношу еще одним талантом — музыканта-ска-зителя. «И пойдешь ты по Руси, и понесешь людям сказания про то, откуда и как появилась земля Русская, и кто кня-жил в ней первым, кто строил города и одолевал врага, шел из варяг в греки, возводил златоверхие храмы...» И увидел слепой художник своим внутренним взором сияющие фрески Софии Киевской, проникнутые великой и щедрой любовью и верой. И понял он, что красота эта не умрет и через века, расскажет людям о легендарных временах Древней Руси и о творцах вечно живых Софийских фресок...