Шлагобер (балет)

  • Печать

Рихард Штраус

Либретто Р. Штрауса. Балетмейстер Г. Крёллер. Первое представление: Вена, Венская государственная опера 1924 г.

 

 

«К открытой двери кондитерской подъезжает укра­шенный цветами фиакр, из которого выходят мальчики и девочки в костюмах конфирмантов; их сопровождают кре­стные отцы. Они направляются к прилавку и выбирают сла­дости. Затем занимают места за маленькими столиками. На них стоят тарелки со сладостями и чашки с шоколадом и взбитыми сливками. Более-менее насытившись после за­вершения обряда конфирмации, они соединяются в хоровод и танцуют лендлер. Окончив танец, покидают кондитер­скую». И тут происходит неожиданное. У одного из мальчи­ков — самого несдержанного сладкоежки — темнеет в гла­зах. Все поглощенные им сладости оживают, и... он заболе­вает: у него поднимается температура, и бедняга попадает , в больницу. После осмотра врачом и приема лекарства ре­бенок засыпает. Ожившие сладости вновь появляются на сцене, но уже как сновидение больного.

Дивертисмент оживших сластей и напитков на конди­терской кухне.

Его участники беспечно веселятся, устраивают игры, сплетают нити любовных отношений.

Принцесса Чайный Цветок — романтически настроен­ная девушка, нежная и темпераментная, витающая в гре­зах любви, мечтающая найти спутника жизни. Надежда обрести пару не покидает ее в момент появления Дон-Цу- кера, который, замешкавшись, приглашает ее на танец. Но отношения с Цукером — легкомысленная игра.

Чайному Цветку близок по натуре принц Кофе. Это решительная и страстная, нежная и пылкая девушка, вла­стно притягивающая к себе мужчин. В их окружении она появляется и исполняет «романтический ноктюрн». Обилие кавалеров девушки вызывает ревность ее главного поклон­ника — принца Какао. Бедняга не может сдержать своих чувств и выражает их подобно клоуну, катаясь по полу на фоне незамысловатого, чуть бурлескного хоровода принца Кофе и его спутников.

Марианна Шартрез — «дух ликера». Это ветреная девица, склонная к авантюризму, притворству и любовным играм, мадемуазель с шармом, наслаждающаяся своей кра­сотой и флиртом. Марианна окружена двумя поклонника­ми (тоже «духами ликера») — Борисом Вутки и Ладиславом Сливовичем.

Под стать Марианне — принцесса Пралине, само­влюбленная, кокетливая, изящная и грациозная. Она при­нимает бурные признания своего восторженного поклон­ника — Карамели с хлопушкой — ив знак благодарности выбирает его партнером в галопе. Принцесса Пралине об­ладает силой женского обаяния, ибо она — королева конди­терского бала. В подчинении принцессы — придворная знать (поклонники) и слуги-негритята (маленькие Прали­не), в ее распоряжении — великолепный экипаж. Именно для нее Карамель приготовил и взорвал хлопушку. Апофе­озом в ее честь танцевальный праздник завершается.

Бальные игры приобретают в «Шлагобере» политиче­ский оттенок. Сладости и алкогольные напитки участвуют в военных учениях, мятеже, подавлении мятежа, вооружив­шись кухонной посудой.